Невозможно представить Венецию без ее типичной лодки: гОндолы (правильное ударение на первый слог)!
Гондолы в Венеции являются синонимом города, как например, пицца в Неаполе, но мало кто знает, что эта знаменитая лодка действительно несет в себе символ города на воде.
Слово гондола происходит от cymbula (лодка). Античные венецианцы произносили букву y как u, а еще порой заменяли c на g; так появилось сначала слово gundula, а затем gondola.
Посмотрите внимательно на элегантный железный нос гондолы “ferro da prua”. Он похож на гребень и служит противовесом для гондольера, стоящего на корме (т.е. позволяет гребцу удержать равновесие), а также для защиты деревянного остова и определения высоты приближающегося моста, что особенно важно во время высокой воды. В его форме, на самом деле, нет ничего случайного:
- изгиб в форме S означает Гранд-Канал;
- шесть передних зубцов гребня соответствуют шести районам Венеции;
- седьмой зубец с противоположной стороны символизирует остров Джудекка;
- арка и полукруг над верхним зубцом — мост Риальто и гавань перед Сан-Марко (bacino di S. Marco);
- верхнее закругление символизирует церемониальный головной убор венецианского Дожа.
Хотите узнать, что скрывается за одной простой поездкой на гондоле, почему у нее такая форма и черный цвет? Тогда следуйте за нами, и узнаете не только всю полезную информацию для романтической прогулки в Венеции для туриста, но и узнаете интересные факты и поймете все её особенности.
Наиболее характерные признаки этой уникальной лодки: плоское дно и управление только одним веслом при гребле. Эта лодка требует большого мастерства при гребле. Гребцы — самые известные на весь мир гондольеры, но они не единственные!
Если вы будете внимательны, Вы также можете увидеть гондолы, управляемые четырьмя или двумя веслами (например, гондолино — вид гондолы используемый для регат), проплывающие по Гранд Каналу!
История гондолы в Венеции
История гондолы в Венеции начинается много веков назад. Форма гондолы постепенно менялась с течением времени. Запечатленная на многих картинах XV-XVI веков, она значительно отличается от нынешней — выглядит короче, шире и менее элегантной, чем в наше время, без асимметрии. Нос и корма (где стоит гондольер) были плоскими и очень низкими по сравнению с поверхностью воды, а вместо ферро возвышался тонкий короткий металлический стержень.
В те далекие времена это элегантное гребное судно было эквивалентом кареты и использовалось знатными людьми для официальных поездок. Неслучайно гондолы были оснащены съемной кабиной “felze”, которая служила для защиты от непогоды и от любопытных взглядов своих гостей.
Как и роскошные автомобили сегодня, гондолы когда-то следовали моде того времени… или, по крайней мере, до 1609г., когда указ Сената установил жесткие ограничения на использование тканей, золотых инкрустаций и других драгоценных украшений, покраску в разные цвета как проявление китча и хвастовства… и обязывал красить гондолы только в черный цвет!
Вы наверняка задавались вопросом, почему гондолы в Венеции именно черного цвета?
Основные причины — эстетика, черный цвет всегда считался синонимом элегантности (а дворяне любили быть модными) и практичность, поскольку она покрывалась смолой черного цвета для водонепроницаемости. Отдельно отметим, что черный цвет не олицетворяет траур по 50 тыс жертвам чумы в 1630 году, т.к. символом траура во времена Венецианской республики был красный цвет и закон о покраске гондол в черный цвет был принят гораздо раньше.
Как делают гондолы в Венеции: посещение верфи
До сих пор строительство и ремонт гондол в Венеции осуществляется на небольшой корабельной верфи (по-венециански «squero«), т. е. по сути в ремесленной мастерской, с характерным наклонным выходом на канал: ведь нужно же проверять гондолу перед использованием либо затащить вручную готовую лодку для ремонта! Кроме гондол там строят и ремонтируют также другие традиционные гребные лодки — маскареты, сандоли, каорлины.
Если у Вас получится посетить музей Коррер на площади Святого Марка, обратите внимание на карту Венеции 1500 года руки Якопо де Барбари. При ближайшем рассмотрении карты Вы найдете множественные корабельные верфи и гондолы в Венеции, например, недалеко от церкви Сан-Мозе. В те давние времена верфей в Венеции было очень много, на сегодняшний день их осталось всего 5.
Наиболее известной является верфь Сан-Тровазо, построенная в стиле «горной хижины», чтоб подчеркнуть первоначальное происхождение мастеров, выходцев из горных областей Беллуно.
Изготовление гондолы включает в себя по крайней мере 12 месяцев работы прославленных мастеров-корабелов («squeraiol»на венецианском диалекте). И это не случайно, ведь каждая лодка — это шедевр мастерства ремесленников! Именно поэтому средняя стоимость гондолы составляет 30 — 40 тыс. евро.
Основные характеристики традиционной венецианской лодки, состоящей из 280 деталей: черный цвет, удлиненная изящная форма, имеет плоское дно, которое позволяет навигацию даже по неглубоким участкам лагуны. Общая длина гондолы 10.85 м (до XIX века была значительно короче) при ширине 1.44 м.
Одной из уникальных особенностей венецианской гондолы является ассиметричная форма: на самом деле не все знают, что её левая сторона шире правой на 24 см, чтобы сбалансировать вес гондольера, который находится на противоположной стороне.
Для её изготовления применяют 8 различных видов древесины: дуб, лиственница, ель, липа, вяз, орех, красное дерево, вишня и даже кизил.
Мы советуем Вам посетить верфь и узнать как делают гондолы в Венеции, чтобы по-настоящему понять и посмотреть воочию на работу мастеров. Они расскажут Вам об истории и технике построения, оставшейся почти неизменной с течением времени.
Посетить мастерскую и узнать: Как создают весла гондолы в Венеции
А теперь мы представим Вам третьего важного человека в жизни гондолы: весельный мастер, по-венециански “remer” (от слова “remo”, на русском языке — весло).
Весельный мастер в Венеции — это ремесленник, который создает движущиеся части гребных лодок, а именно весла и уключины. Неслучайно мы использовали термин «создавать»: remer вручную преобразует деревянные заготовки, следуя древним традициям, в удобное отличное весло или уключину.
На фото вёсельный мастер во время работы над уключиной для гондолы.
На первый взгляд кажется все легко: весла гондолы в Венеции ведь очень похожи на обычный плоский деревянный шпатель. На самом деле не так все просто.
Во-первых, весло состоит из более чем одной деревянной детали:
- основная часть весла состоит из длинной палки, конечная часть которой с одной стороны заканчивается закруглением на рукоятке (эта часть, называется giron), с другой — плоским расширением (“pala” — лопата), которое собственно и будет ласково вытеснять воду;
- дополнительные части — ножи, являющиеся двумя небольшими боковыми вставками на плоское расширение, один из которых длиннее другого.
Но и это еще не все: весла гондол в Венеции имеют разные размеры и характеристики в зависимости от типа лодки и гребца, которому они должны соответствовать. При работе движения весельного мастера должны быть точными как у хирурга! Найдите время для посещения мастерской весел для гондол, чтобы проследить за руками Ремера во время изготовления уключины или весла для гондолы… он с радостью поведает Вам о секретах и любви к своему мастерству!
Гондольеры в Венеции: хранители тайн города
Образ гондольера, тоже символа Венеции, который приходит Вам на ум: это полосатая футболка, черные брюки и головной убор — соломенная шляпа. Знаете ли вы, что эта «форма» довольно нова и связана с известностью фильма «Венеция, луна и Ты», где великий итальянский актер Альберто Сорди играет очаровательного гондольера?
Профессия гондольера очень древняя, для которой требуется много подготовки.
В Венеции гондольер изначально был на службе в богатой семье и поэтому знал все её секреты. В отличие от других слуг, у гондольера были доверительные отношения со своими хозяевами, которые часто делились своими секретами во время поездки на гондоле из одного места в другое.
Раньше лицензия гондольера передавалась по наследству. Сейчас для того, чтобы стать гондольером не обязательно быть сыном гондольера: нужно посещать специальную школу и сдать очень трудный заключительный экзамен.
Уроки включают изучение одного иностранного языка, истории и искусства Венеции. Будущий гондольер должен быть совершеннолетним, и после учебного курса сдает конкурсный экзамен, организованный ведомством гондол. После прохождения конкурса он зачисляется на должность гондольера.
Затем следует стажировка у профессионального гондольера, от 6 до 12 месяцев. После стажировки необходимо сдать практический экзамен в присутствии 5 судей гондольеров. Только после сдачи экзамена гондольер получает лицензию.
Хотя профессия гондольера со временем изменилась, они остаются хранителями тайн нашего очаровательного города.
Покататься на гондоле в Венеции
В Венеции покататься на гондоле является почти обязательным занятием… настолько, что может показаться как должное. Но поверьте нам, это действительно стоит испытать хотя бы один раз в жизни! Под убаюкивающее легкое поплескивание воды и рассказанные гондольером истории, Вы увидите город в другой перспективе.
Если Вы оказались в первый раз на острове, не упустите эту возможность, чтобы почувствовать истинную Венецию! При выборе маршрута и гондольера мы советуем отойти подальше от площади Сан-Марко и моста Риальто (там конечно, красивый вид, но Вы рискуете долго простоять в очереди и почувствуете все прелести качки от проплывающего рядом многочисленного моторного транспорта). Лучше приблизиться к небольшим городским каналам пленительного города.
Мы предлагаем отправиться в частный тур на гондоле, который позволит Вам открыть для себя самые потаенные и уникальные уголки Венеции. При медленном покачивании гондолы по живописным каналам Вы будете любоваться знаменитыми старинными дворцами.
Чтобы сделать эту поездку на гондоле еще более романтической и незабываемой мы можем предложить на борту: букет цветов, бутылку игристого вина просекко, живую музыку в исполнении певца и музыканта), а также аперитив по завершении прогулки на террасе с шикарным видом на Гранд-Канал.
Прогулка на гондоле в Венеции сколько стоит?
Стоимость поездки есть на каждом пункте отправления гондол. На табличке опубликованы тарифы в зависимости от времени суток, которые одинаковы для всех гондольеров по всему городу. Покататься на гондоле 30 минут в дневное время по стоимости составляет чуть более 100 евро для максимум 5 человек, в то время как если Вы предпочитаете плавать по каналам под звездами — стоимость поездки 129 евро.
Как дешево покататься на гондоле в Венеции
Если вы ограничены в средствах, но не хотите упустить возможность недорого покататься на гондоле в Венеции, то вариант прогулки вместе с другими туристами Вам подойдет! По стоимости такой тур обойдется гораздо дешевле, Вы точно также насладитесь катанием на гондоле по живописным каналам, полюбуетесь на виртуозную греблю гондольера и вдобавок еще можете познакомиться с такими же гостями Венеции как и Вы. Отдельно отметим, что максимальное количество пассажиров в гондоле — 6.
- Стоимость совместного тура — 38 евро за одного человека
Почувствовать себя гондольером на уроке гребли по-венециански
Существуют традиции, которые передавались из поколение в поколение на протяжении веков и имеют место быть до сих пор, несмотря на новые достижения в науке и технике. Одним из них является, безусловно, гребля стоя по-венециански. Она по-прежнему широко практикуется во всей Венецианской лагуне. Не только знаменитые гондолы в Венеции управляются гондольерами в этой особой технике, но и все другие типичные венецианские лодки.
Если бы мы задались вопросом — сколько лет венецианской гребле? Ответ был бы — примерно столько же, сколько лет самой Венеции! Довольно низкий уровень воды в лагуне (характеризующий лагуну до сих пор) повлиял на рождение особой техники навигации, которая позволяла постоянно контролировать уровень дна, такой неглубокий, песчаный и непостоянный. Дно представляло (и представляет) большую опасность и трудность для плавания в лагуне… Отсюда и возникла необходимость строить плоскодонные лодки и грести, стоя лицом к носу лодки, чтобы всматриваться в окружающий ландшафт.
Великая традиция венецианских гребцов продолжается и сегодня, благодаря венецианским гребным школам, где преподают уроки гребли по-венециански и рассказывают об этой древней традиции. Благодаря этим школам венецианская гребля продолжает практиковаться по всему городу не только местными жителями, но и все большим числом туристов, любителей приключений и даже студентов, подходящих к этой дисциплине с энтузиазмом.
Это чрезвычайно увлекательный способ провести интересно свое время в городе на воде, практикуя вид спорта с давней историей, богатой культурой и ценностями, характерными для Венеции прошлых времен!
Альтернатива прогулке на гондоле в Венеции — тур на каяке
Каяк в Венеции — новичок, его только недавно начали использовать для плавания по каналам лагуны. Гребля на каяке, безусловно, проще, чем гребля по-венециански стоя одним веслом. Это означает, что если Вы не готовы испытать очарование нашей весельной традиции, тур на каяке по Венеции, безусловно, является отличным альтернативным решением для более близкого знакомства с каналами Венеции с необычной перспективы!
Еще больше информации для Вашего отпуска в следующих статьях:
- Когда ехать в Венецию за впечатлениями?
- Венеция аэропорт: какой из двух выбрать?
- Транспорт в Венеции: советы о том, как добраться и передвигаться
- Отели Венеции, апартаменты, хостелы, кемпинги…где остановиться в Венеции туристу?
- Поесть в Венеции — путешествуйте со вкусом!
- Стекло в Венеции, ремесла и шоппинг