Vivovenetia

Гондолы в Венеции — гребные лодки как символ города на воде

Невозможно представить Венецию без ее типичной лодки: гОндолы (правильное ударение на первый слог)!

Гондолы в Венеции являются синонимом города, как например, пицца в Неаполе, но мало кто знает, что эта знаменитая лодка действительно несет в себе символ города на воде.

Слово гондола происходит от cymbula (лодка). Античные венецианцы произносили букву y как u,  а еще порой заменяли  c на g; так появилось сначала слово gundula, а затем gondola.

Посмотрите внимательно на элегантный железный нос гондолыferro da prua”. Он похож на гребень и служит противовесом для гондольера, стоящего на корме, а также для защиты деревянного остова и определения высоты приближающегося моста, что особенно важно во время высокой воды. В его форме, на самом деле, нет ничего случайного:

  • изгиб в форме S означает Гранд-Канал;
  • шесть передних зубцов гребня соответствуют шести районам Венеции;
  • седьмой зубец с противоположной стороны символизирует остров Джудекка;
  • арка и полукруг над верхним зубцом — мост Риальто и гавань перед Сан-Марко (bacino di S. Marco);
  • верхнее закругление символизирует церемониальный головной убор венецианского Дожа.

Хотите узнать, что скрывается за одной простой поездкой на гондоле, почему у нее такая форма и черный цвет? Тогда следуйте за нами, и узнаете не только всю полезную информацию для романтической прогулки в Венеции для туриста, но и узнаете интересные факты и поймете все её особенности.

Наиболее характерные признаки этой уникальной лодки: плоское дно и управление только одним веслом при гребле. Эта лодка требует большого мастерства при гребле. Гребцы — самые известные на весь мир гондольеры, но они не единственные!

Если вы будете внимательны, Вы также можете увидеть гондолы, управляемые четырьмя или двумя веслами (гондолины), проплывающие по Гранд Каналу!

 

История гондол в Венеции

История гондол в Венеции. Картина Гуарди

Картина Ф. Гуарди — «Вид на Сан Джорджо и Мыс Таможни»

История гондол в Венеции начинается много веков назад. Форма гондолы постепенно менялась с течением времени. Запечатленная на многих картинах XV-XVI веков, она значительно отличается от нынешней — выглядит короче, шире и менее элегантной, чем в наше время, без асимметрии. Нос и корма (где стоит гондольер) были плоскими и очень низкими по сравнению с поверхностью воды, а вместо ферро возвышался тонкий короткий металлический стержень.

В те далекие времена это элегантное гребное судно было эквивалентом кареты и использовалось знатными людьми для официальных поездок. Неслучайно гондолы были оснащены съемной кабиной “felze”, которая служила для защиты от непогоды и от любопытных взглядов своих гостей.

Как и роскошные автомобили сегодня, гондолы когда-то следовали моде того времени… или, по крайней мере, до 1609 г., когда указ Сената установил жесткие ограничения на использование тканей, золотых инкрустаций и других драгоценных украшений, покраску в разные цвета как проявление китча и хвастовства… и обязывал красить гондолы только в черный цвет!

Вы наверняка задавались вопросом, почему гондолы в Венеции именно черного цвета?

Основные причины — эстетика, черный цвет всегда считался синонимом элегантности (а дворяне любили быть модными) и практичность, поскольку она покрывалась смолой черного цвета для водонепроницаемости. Отдельно отметим, что черный цвет не олицетворяет траур по 50 тыс жертвам чумы в 1630 году, т.к. символом траура во времена Венецианской республики был красный цвет и закон о покраске гондол в черный цвет был принят гораздо раньше.

 

Как делают гондолы: посещение верфи в Венеции

Как делают гондолы в Венеции. Посещение верфи

Верфь Сант Тровазо в Венеции

До сих пор строительство и ремонт гондол в Венеции осуществляется на небольшой корабельной верфи (по-венециански «squero«), т. е. по сути в ремесленной мастерской, с характерным наклонным выходом на канал: ведь нужно же проверять гондолу перед использованием либо затащить вручную готовую лодку для ремонта! Кроме гондол там строят и ремонтируют также другие традиционные гребные лодки — маскареты, сандоли, каорлины.

Если у Вас получится посетить музей Коррер на площади Святого Марка, обратите внимание на карту Венеции 1500 года руки Якопо де Барбари. При ближайшем рассмотрении карты Вы найдете множественные корабельные верфи и гондолы, например, недалеко от церкви Сан-Мозе. В те давние времена верфей в Венеции было очень много, на сегодняшний день их осталось всего 5.

Наиболее известной является верфь Сан-Тровазо, построенная в стиле «горной хижины», чтоб подчеркнуть первоначальное происхождение мастеров, выходцев из горных областей Беллуно.

Изготовление гондолы включает в себя по крайней мере 12 месяцев работы прославленных мастеров-корабелов («squeraiol»на венецианском диалекте).  И это не случайно, ведь каждая лодка — это шедевр мастерства ремесленников! Именно поэтому средняя стоимость гондолы составляет 30 — 40 тыс. евро.

Основные характеристики традиционной венецианской лодки, состоящей из 280 деталей: черный цвет, удлиненная изящная форма, имеет плоское дно, которое позволяет навигацию даже по неглубоким участкам лагуны. Общая длина гондолы 10.85 м (до XIX века была значительно короче) при ширине 1.44 м.

Одной из уникальных особенностей венецианской гондолы является ассиметричная форма: на самом деле не все знают, что её левая сторона шире правой на 24 см, чтобы сбалансировать вес гондольера, который находится на противоположной стороне.

Для её изготовления применяют 8 различных видов древесины: дуб, лиственница, ель, липа, вяз, орех, красное дерево, вишня и даже кизил.

Чтобы по-настоящему понять как делают гондолы мы советуем Вам посетить верфь и посмотреть воочию на работу мастеров,  которые расскажут вам об истории и технике построения, оставшейся почти неизменной с течением времени.

 

Как создают весла гондол

Как создают весла гондол в Венеции. Посещение мастерской

Вёсельный мастер во время работы над уключиной для гондолы

А теперь мы представим Вам третьего важного человека в жизни гондолы: весельный мастер, по-венециански “remer” (от слова “remo”, на русском языке — весло).

Весельный мастер в Венеции — это ремесленник, который создает движущиеся части гребных лодок, а именно весла и уключины. Неслучайно мы использовали термин «создавать»: remer вручную преобразует деревянные заготовки, следуя древним традициям, в удобное отличное весло или уключину.

На первый взгляд кажется все легко: весла гондол ведь очень похожи на обычный плоский деревянный шпатель. На самом деле не так все просто.

Во-первых, весло состоит из более чем одной деревянной детали:

  • основная часть весла состоит из длинной палки, конечная часть которой с одной стороны заканчивается закруглением на рукоятке (эта часть, называется giron), с другой — плоским расширением (“pala” — лопата), которое собственно и будет ласково вытеснять воду;
  • дополнительные части — ножи, являющиеся двумя небольшими боковыми вставками на плоское расширение, один из которых длиннее другого.

Но и это еще не все: весла имеют разные размеры и характеристики в зависимости от типа лодки и гребца, которому они должны соответствовать. В общем Вы поняли, что движения весельного мастера должны быть точными как у хирурга! Найдите время для посещения мастерской весельного мастера,  чтобы проследить за руками Ремера во время работы, когда он создает уключину или весло для гондолы… он с радостью поведает Вам о секретах и любви к своему мастерству!

 

Гондольеры в Венеции: хранители тайн города

Гондольеры в Венеции

Образ гондольера, тоже символа Венеции, который приходит Вам на ум: это полосатая футболка, черные брюки и соломенная шляпа. Знаете ли вы, что эта «форма» довольно нова и связана с известностью фильма «Венеция, луна и Ты», где великий итальянский актер Альберто Сорди играет очаровательного гондольера?

Профессия гондольера очень древняя, для которой требуется много подготовки.

Гондольер в Венеции изначально был на службе в богатой семье и поэтому знал все её секреты. В отличие от других слуг, у гондольера были доверительные отношения со своими хозяевами, которые часто делились своими секретами во время поездки на гондоле из одного места в другое.

Раньше лицензия гондольера передавалась по наследству. Сейчас для того, чтобы стать гондольером не обязательно быть сыном гондольера: нужно посещать специальную школу и сдать очень трудный заключительный экзамен.

Уроки  включают изучение одного иностранного языка, истории и искусства Венеции. Будущий гондольер должен быть совершеннолетним, и после учебного курса сдает конкурсный экзамен, организованный ведомством гондол. После прохождения конкурса он зачисляется на должность гондольера.

Затем следует стажировка у профессионального гондольера, от 6 до 12 месяцев. После стажировки необходимо сдать практический экзамен в присутствии 5 судей гондольеров. Только после сдачи экзамена гондольер получает лицензию.

Хотя профессия гондольера со временем изменилась, они остаются хранителями тайн нашего очаровательного города.

 

Венеция: покататься на гондоле

Покататься на гондоле в ВенецииВ Венеции покататься на гондоле является почти обязательным занятием… настолько, что может показаться как должное. Но поверьте нам, это действительно стоит испытать хотя бы один раз в жизни! Под убаюкивающее легкое поплескивание воды и рассказанные гондольером истории, Вы увидите город в другой перспективе.

Если Вы оказались в первый раз на острове, не упустите эту возможность, чтобы почувствовать истинную Венецию! При выборе маршрута и гондольера мы советуем отойти подальше от площади Сан-Марко и моста Риальто (там конечно, красивый вид, но Вы рискуете долго простоять в очереди и почувствуете все прелести качки от проплывающего рядом многочисленного моторного транспорта). Лучше приблизиться к небольшим городским каналам пленительного города.

 

Прогулка на гондоле в Венеции: стоимость

Негативной информации о стоимости прогулки на гондоле в Венеции было так много.. и, возможно в прошлом, небезосновательно. Но времена поменялись и уже в течение нескольких лет на каждом пункте отправления гондол Вы найдете табличку с опубликованными тарифами, которые одинаковы для всех гондольеров по всему городу. Покататься на гондоле 30 минут в дневное время по стоимости составляет 80 евро для максимум 6 человек, в то время как если Вы предпочитаете плавать по каналам под звездами — стоимость поездки 100 евро.

 

Как дешево покататься на гондоле в Венеции

Если вы ограничены в средствах, но не хотите упустить возможность дешево покататься на гондоле в Венеции, то вариант прогулки вместе с другими туристами Вам подойдет! По стоимости такой тур обойдется гораздо дешевле, Вы точно также насладитесь катанием на гондоле по живописным каналам, полюбуетесь на виртуозную греблю гондольера и вдобавок еще можете познакомиться  с такими же гостями Венеции как и Вы. Отдельно отметим, что максимальное количество пассажиров в гондоле — 6.

Наши советы во время прогулки на гондоле:

  • Если гондольер усаживает Вас на места, но не такие какие бы Вы хотели, он это делает не из-за антипатии, а в целях Вашей и своей безопасности!
  • Гондола асимметрична, поэтому мы рекомендуем Вам не слишком много двигаться во время прогулки, не наклоняться сильно при фотографировании и не менять место, если Вы не хотите, чтобы Ваш гондольер упал в воду!
  • И если Вы действительно хотите совершить романтический поступок, поцелуйте свою возлюбленную или возлюбленного, проплывая под мостом Риальто!

 

На каяке по Венеции

На каноэ по Венеции

Каяк в Венеции — новичок, его только недавно начали использовать для плавания по каналам лагуны. Гребля на каяке, безусловно, проще, чем гребля по-венециански стоя одним веслом. Это означает, что если Вы не готовы испытать очарование нашей весельной традиции, тур на каяке по Венеции, безусловно, является отличным альтернативным решением для более близкого знакомства с каналами Венеции с необычной перспективы!  

 

 

 

Еще больше информации для Вашего отпуска в следующих статьях: